Есть известная (и очень правильная) идея от Бааль-Шем-Това.
Он по своему читает слова мишны в масехет Негаим перек 2 мишна 5:
כל הנגעים אדם רואה חוץ מנגעי עצמו
Бааль-Шем-Това объясняет это:
כל הנגעים (ש)אדם רואה חוץ(, זה נמשך) מנגעי עצמו
Т.е. если человек видит в ком-то духовный изъян, нехорошее поведение - это указывает на то, что у самого видящего есть такая проблема и Всевышний таким образом показывает, намекает ему, что ему надо эту черту в себе исправить.
Таким-же образом можно интерпретировать посук
ואהבת לרעך כמוך
רעך = רע (של)ך, רע (שב)ך
В ближнем, другом человеке, человек видит своё зло, свои проблемы.
Соответственно, именно ты сам, а не этот другой человек, твой ближний, виноват в том, что у него есть эти проблемы. Ведь они проявляются сейчас в нём чтобы указать тебе на твои проблемы!
В таком случае רעך переводимое обычно как "твой ближний" совсем не обязательно должен быть богобоязненным евреем с бородой.
Это вполне может быть и нееврей. И даже лучше, если это нееврей.
К примеру у еврея проблема со сквернословием и ему надо это показать.
Ведь будет лучше, если возле нашего еврея окажется какой-то Ваня, который будет материться как Петрович, нежели использовать для таких целей праведных евреев 🙂
Так что выходит, что любить надо вовсе не тех, кого удобно любить, которые праведные и хорошие. Т.е. заповедь не об этом. Таких людей (нормальный) человек будет любить сам, без того, чтобы надо было его к этому обязывать.
А заповедь о том, чтобы любить тех, в ком мы видим изъяны, кто ведёт себя плохо по отношению к нам! Ведь тот, кто побил тебя / обозвал / или даже убил сделал это (по отношению к тебе) чтобы указать тебе на какие-то твои проблемы / сделать тебе тикун и т.д. Т.е. с т.з. пострадавшего всё, что он "отхватил" - честно заработал и это на него свалилось чтобы исправить его или искупить לכפר какие-то грехи. И осознав это можно и даже нужно простить исполнявшего роль палача и даже быть благодарным ему.
А то, что злодей за это огребёт - тема отдельная. Это он таким образом зарабатывает себе проблемы на душу / карму и ему потом надо будет всё это очищать и исправлять.